Выставка «Тихая жизнь» Олега Сизоненко
Выставка ухтинского художника Олега Сизоненко, открывшаяся 9 апреля в галерее «Пейзажи Севера», носит название «Тихая жизнь». К этому названию можно было бы добавить цифру пять или шесть, потому что все персональные выставки Олега Алесандровича, начиная с экспозиции в Национальной галерее Республики Коми в 2015 году, назвались именно так. И это не случайно. Как зорко подметил искусствовед Марк Оникул, «Тихая жизнь» в переводе на английский язык звучит как Still life или - по-голландски - Stilleben, что в свою очередь означает - «натюрморт». Сам же автор отсылает нас к словам из православной сугубой ектении (прошения) – «да тихое безмолвное житие поживем » (1Тим 2:2).
В экспозиции действительно представлено значительное количество натюрмортов, выполненных в классической «голландской манере». В этом жанре автор избегает декоративности, предпочитая использовать земляную гамму красок: умбру, охру, сиену. В его работах чувствуется влияние Ж-Б Шардена, а также учителя Олега Сизоненко - профессора Владимира Маслова, ныне живущего и работающего в Царском Селе. Каждый натюрморт – тематическая сюжетная зарисовка, автор очень редко прибегает к формальным композициям, на выставке всего одна такая работа, которая так и названа: «Формальный натюрморт» (работа экспонировалась на зональной выставке «Русский Север»). Несмотря на то, что произведения этого жанра давно и заслуженно пользуются вниманием и спросом, живописец в последнее время все чаще обращается к жанру пейзажа и портрета.
В связи с этим приходится вспомнить фотографическое прошлое Олега Александровича – довольно успешного фотографа конца ХХ века, отмеченного публикациями в российских и зарубежных изданиях и принятого в 1994 году в Союз фотохудожников России. Это «родимое пятно» фотографии четко прослеживается в его пейзажах. Олег Сизоненко старательно избегает лубочных сюжетов - в его работах нет привычных березок на берегу реки, «золотой осени» или дорог, вьющихся по полю. Героями его холстов становятся сетка-рабица, заснеженные болота, кусты, тени лежащие на лугу или травяной ковер. Все эти мотивы можно было найти на фотовыставках 90-х годов прошлого века, и, как признается сам автор – сейчас с этюдником он ходит по тем же местам, по которым раньше бродил с фотокамерой.
В настоящее время художник осваивает жанр реалистичного портрета. В экспозиции представлены две таких работы - хочется верить, что стимулами приобщения к жанру служат лучшие образцы русской живописной школы.
В завершение стоит обратить внимание зрителя на «Черный куар-код Малевича», созданный Олегом Сизоненко в 2015 году в честь 100-летнего юбилея самой знаковой картины русского авангарда. Картина представляет из себя куар-код, который ведет на интернет-ресурс, посвященный «Черному квадрату».
В целом выставка производит благоприятное впечатление. Разве что, есть вероятность, что «тихая жизнь» автора покажется кому-то излишне тихой, но здесь уместно вспомнить афоризм Поля Сезанна: «Искусство есть гармония, параллельная природе». А с гармонией не поспоришь.
Мария Суркова.