Рецензия

Магический реализм Александра Золоткова: не-академический взгляд в зеркало выставки.

Персональная выставка живописных работ Александра Золоткова в галерее «Пейзажи Севера» в январе этого года – шкатулка с секретом. Причём понимаешь это постепенно, переходя от работы к работе вглубь выставочного пространства. Оно же организовано тонко и по нарастающей. На входе в зал, на небольшом пространстве, тебя встречают осенне-зимние пейзажи, и их колорит откликается в тёплой зиме, которая осталась за дверью и ждёт, когда ты снова в неё вернёшься.

Внимательный взгляд уже здесь может поймать штрихи авторского почерка: выпукло и объёмно проработанную фактуру воды, ненавязчивую орнаментальность и изысканную простоту композиции картин. Кажется, что тебе уже примерно ясно, о чём речь, и готовишься воспринимать дальше в том же духе. Но нет, впереди – настоящая игра разума и пища для размышлений. Многослойность образов и смыслов начинает проявляться уже в пейзажах, которым отведена большая стена длинного зала. Картины наполнены игрой света и тени, ощутимой влагой, и от них невольно ждёшь чего-то такого, что не вполне укладывается в видимую реальность.

И это что-то появляется. Сперва в деталях – ярких, внезапных и будто бы постепенно накапливающихся в своеобразной портретной галерее загадочных чёрных кошек. А затем – уже в полную силу являются символы, тайна, магизм. В самой глубине выставочного зала ты вдруг оказываешься лицом к лицу с сюжетами, которые одновременно ведут в дальние дали когда-то читанного, виденного, мелькавшего в поле зрения, – и в глубину собственного воображения и подсознания. Нет, это вовсе не отсылки в духе «мотивы Эль Греко» или «по вселенной Макса Фрая», отнюдь. Богатство этих работ как раз в том, что даже прямые указания на мифологические образы заставляют сгенерировать в ответ свои собственные сюжеты, становятся отправной точкой для работы ума и души.

Немудрено, что у этой небольшой стены можно простоять дольше всего. Тем более, что картины не то чтобы к этому равнодушны – вовсе нет. Они скорее деликатны. Магизм композиций, фантастичность деталей, густота оттенков приглашают к разговору, но не перебивают. Как так? – Да так, что магизм и фантастичность – это для нас, а для персонажей и сюжетов – вполне естественная реальность.

Поэтому и мелькающие в окнах реальные сумерки, и портреты в простенках четвёртой стены не обрушивают на тебя реальность, а всего лишь мягко возвращают. Или кажется, что возвращают. Потому что завершается выставка дорожным указателем на Сыктывкар. Правда, в космическом пространстве. И где всё это время путешествовало твоё воображение, вдохновение и память, куда они пришли в итоге странствий, знаешь только ты, глядящий в зеркало выставки.

Анастасия Даньшова, культуролог.

 

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.